Что такое рапсодия?

Что такое рапсодия?

Что такое рапсодия?

Рапсодия (от греческого rhapsodía – пение; эпическая поэма, песнь рапсода; декламация нараспев эпических поэм) — вокальное произведение или инструментальное написанное в свободной форме, в которое входят контрастные эпизоды.

Характерной чертой рапсодии является смесь эпизодов разного жанра на материале  народных песен. Это возрождение исполнения певца-рапсода в древней Греции.

Рапсоды (от греческого rhapsodói, от rhápto —слагаю, сшиваю, и ode — песнь), странствующие исполнители эпических поэм в древней Греции. Рапсоды от аэдов отличает то, что их декламировали нараспев, они не сопровождались музыкой, это был закрепленный устно или письменно текст эпических поэм, в особенности Гомера. В эпоху классицизма Древней Греции (V—IV века  до н. э.) Рапсоду также начали использовать в театральном искусстве до начала эпохи поздней античности (1 века н. э.), при этом она стала похожа на музыкальную мелодекламацию.

Впервые такие произведения появились в конце XVIII века, но его настоящий автор Ф. Лист, которому принадлежат 19 «Венгерских рапсодий» и «Испанская рапсодия». В них чувствуется присутствие венгерской и цыганской народной музыки, которая тщательно подбиралась композитором и затем обрабатывалась. В рапсодиях Листа наблюдаются эти великолепные мелодии, ритмы и жанры.

В них присутствует танец горделивых рыцарей, свободный речитатив — повествование в сочетании с характерными фигурациями, похожими на звучание цимбал и скрипок, и,  чардаш — зажигательная вихревая пляска. В каждом из этих произведений находят свое отражение разделы разного характера — быстрый и медленный, импровизированный и имеющий в своей основе вариационный способ развития.

В отличие от рапсодий Листа, фортепьянные рапсодии И. Брамса являются небольшими  пьесами строгой формы. Часто композиторы в конце XIX века применяли слово рапсодия для обозначения больших сочинений для оркестра или основного инструмента с оркестром. Иногда это название давалось условно. К примеру, в «Испанской рапсодии» для оркестра М. Равеля череда эпизодов доведена до исполнения 4 самостоятельных пьес, в итоге рапсодию можно считать сюитой.

В «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно и оркестра С. В. Рахманинова, напротив, проявляется монолитная форма содержащая интенсивное внутреннее развитие, поэтому композиция становится похожа на своеобразный концерт.

Авторами рапсодий также являются русские композиторы  — «Албанская рапсодия» К. А. Караева для оркестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *